|
Конструкция крана В основу
предлагаемого технического решения
положена задача повышения надежности крана
при его эксплуатации и технологичности
конструкции в условиях типичного
российского производителя при одновременном снижении
материалоемкости и габаритов. Поставленная
задача решается тем, что в кране шаровом
неразъемном, содержащем корпус,
шар-пробку, шток, уплотнения шара и
уплотнения штока, корпус крана выполнен из
двух штампованных полукорпусов, соединенных сварным
кольцевым швом, смещенным вдоль оси крана
относительно центра шара-пробки,
и имеющих наружные и внутренние сферические поверхности,
концентричные шару-пробке, а также
цилиндрические поверхности
для взаимного центрирования полу корпусов. Выполнение
корпуса крана из двух полукорпусов
позволяет осуществить соединение их сваркой только
одним кольцевым швом, что повышает
технологичность конструкции крана и его
надежность в эксплуатации. Наличие наружных и
внутренних сферических поверхностей,
концентричных шару-пробке,
обеспечивает равномерность зазора между
корпусом и шаром-пробкой и минимальную
материалоемкость корпуса и крана в целом,
что дает ощутимый ценовой выигрыш в
стоимости конечной продукции особенно при
использовании нержавеющих материалов. Взаимное центрирование
полукорпусов с помощью наружной и внутренней цилиндрических поверхностей
повышает точность сборки и разгружает
сварной шов,
соединяющий полукорпусы, от изгибающих
моментов, возникающих при монтаже и
эксплуатации крана, что повышает его
надежность.
Сварной шов, соединяющий
полукорпусы, смещен вдоль оси крана
относительно центра шара-пробки на
расстояние, необходимое для приварки корпуса штока только к одному полукорпусу до сварки полукорпусов
между собой.
Это также повышает технологичность
конструкции крана. Форма и
расположение сварного шва, соединяющего
полукорпусы, позволяет легко его удалять,
например, на токарном станке, что
обеспечивает ремонтопригодность крана
путем замены деталей (шара-пробки, штока,
уплотнений), изнашивающихся в процессе
эксплуатации крана. Сущность
конструкции поясняется чертежом, на
котором приведен общий вид крана. Кран содержит
два полукорпуса 1, 2, расположенную в них шар-пробку
3, шток 4,
уплотнения 5 шара и уплотнения 6 штока.
Полукорпусы соединены одним сварочным кольцевым швом 7,
который смещен относительно центра шара-пробки
на расстояние l, минимально
необходимое для приварки корпуса
8 штока только к одному полукорпусу 1. Наружные
А и внутренние Б поверхности каждого полукорпуса
выполнены сферическими и имеют
цилиндрические поверхности В для их
взаимного центрирования. Присоединение крана к
трубопроводу может быть фланцевым с приварными
плоскими или воротниковыми фланцами 9,
приварным с дополнительно
привариваемыми патрубками, муфтовым,
штуцерным, цапковым или комбинированным. Герметичность крана обеспечивается
за счет первоначального стягивания
полукорпусов при сборке, в процессе
которого образуется беззазорное соединение
шара-пробки с уплотнениями. При закрытом
положении плавающая шар-пробка
дополнительно поджимается к уплотнению за
счет давления в трубопроводе. Класс герметичности затвора по Гост
9544-93- Класс А. Для обеспечения
герметичности крана по штоку 4 на последнем
установлено кольцевое
уплотнение 6, которое обжимается за счет
ввинчивания в корпус штока резьбовой
втулки 12. Наличие фланца на нижнем
конце штока 4 исключает вырывание штока из
корпуса в случае смены уплотнения 6 без
снятия давления в трубопроводе. Антифрикционное кольцо 13
(чаще всего бронзовое) уменьшает усилие на
рукоятке, особенно в начале поворота шара-пробки,
и повышает плавность поворота. Кран может работать при
различных рабочих средах: газ, пар, водяные
растворы, нефтепродукты, спиртосодержащие
растворы, агрессивные жидкости. Для сопоставления
предлагаемого крана с аналогичным шаровым
краном «Балломакс»
фирмы «Broen valve qroup», Denmark в таблице приведены технические характеристики кранов под
приварку с одинаковыми значениями
условного прохода и эффективного диаметра. Таблица технических характеристик
Как следует из таблицы, при равных условных проходах и эффективных диаметрах предлагаемый шаровый кран имеет существенно меньшую массу (материалоемкость) и, как следствие, меньшую стоимость, особенно в случае изготовления деталей крана из коррозионностойких материалов.
|