Продается McDonald's. Недорого. Возможности франчайзингового бизнеса. ( А. Кириллова)

        C франчайзингом мы сталкиваемся   каждый  день. Это бизнес, построенный на принципе повторного воплощения и распространения удачной коммерческой концепции.

Как все начиналось?

    Считается, что франчайзинг возник еще в конце XIX века. Тогда, с введением лицензирования в алкогольной промышленности, виноделы и пивовары Англии за предоставление им права заниматься своим ремеслом вынуждены были делиться секретами этого ремесла.

    Наиболее показателен опыт продавца аппаратов для приготовления молочных коктейлей, Рейя Крока. Именно с момента внедрения его модели ведения бизнеса в мире начался бум франчайзинга. Вот как он описывает впечатление, которое на него произвела очередная закусочная, куда он пришел в 1952 г. предложить свои аппараты: "Это было настоящим чудом! Все здесь работало, как швейцарские часы! Мне никогда раньше не приходилось видеть ничего подобного тому первому заведению по торговле гамбургерами братьев Макдональдов. Работа выполнялась качественно и быстро, причем больше всего поражало то, что каждому работнику была под силу любая операция."1. Неудивительно, что теперь франчайзинговая система McDonald's является самым крупным международным франшизным проектом.

    Франчайзинговая система, франшизный проект... Предлагаю сначала разобраться в основных понятиях. Это поможет в дальнейшем оценить особенности и осознать специфику подобного бизнеса. Итак...

    ФРАНЧАЙЗИНГ - это такая форма сотрудничества независимых предпринимателей, при которой один, с успехом создавший одно или несколько предприятий в определенной сфере бизнеса, предоставляет на возмездной основе другим права на использование своих принципов ведения бизнеса, способствовавших его коммерческому успеху.

    При этом между лицом, передающим право пользования технологией ведения бизнеса (ФРАНЧАЙЗЕРОМ) и лицом, приобретающим такое право (ФРАНЧАЙЗИ), заключается соответствующий ФРАНЧАИЗИНГОВЫЙ ДОГОВОР. Такой договор в российской практике принято называть договором КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ. В Гражданском Кодексе Российской Федерации вопросу регулирования таких правоотношений отводится целая глава (Глава 54).

    Предметом такого договора являются действия франчайзера по передаче франчайзи и использование последним объектов интеллектуальной собственности (торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация) с целью развития и совершенствования франчайзинговой системы. Кроме конфиденциальной информации, по договору франчайзинга могут передаваться и иные имущественные и неимущественные права.

        Следует сразу оговориться, что в соответствии со ст. 40 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименованиях мест происхождения  товаров",   франчайзинговый бизнес не может быть использован по отношению к определенным объектам интеллектуальной собственности. Такая ситуация возникает, когда важна привязка производства товара к определенной местности ("Федоскино", "Гжель", "Палех"), где хранятся секреты и традиции.

    Решив создать франчайзинговую систему, предприниматель наверняка не обратится к сфере народных промыслов, потому что результат здесь — авторская работа, и осуществляется она вручную. Франчайзинговый же бизнес применим именно к тем отрас­лям, где можно добиться четкой унификации процесса производства. И возможности здесь безграничны. Франчайзинговый договор регистрируется в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков, потому что, как ранее было отмечено, предметом договора являются объекты интеллектуальной собственности.

    При ПРОСТОМ ФРАНЧАЙЗИНГЕ франчайзи наделяется неисключительными правами (получает неисключительную лицензию) на ведение франчайзингового бизнеса. Это значит, что франчайзер оставляет за собой все права на передаваемые объекты интеллектуальной собственности, в том числе и на заключение подобных договоров с другими франчайзи.

    СУБФРАНЧАЙЗИНГ подразумевает, что франчайзи наделяется исключительным правом самостоятельно заключать франчайзинговые договора на своей территории от имени франчайзера с потенциальными субфранчайзи. Вышесказанное графически иллюстрируется на рис. 1 и рис. 2.

        Франчайзинговый бизнес как форма развития собственного дела -для франчайзи, и расширения объемов деятельности — для франчайзера, является быстроокупаемым. Прежде всего это связано с признанием торговой марки или знака обслуживания франчайзера клиентами. Однако сами товарные знаки и иные объекты ин­теллектуальной собственности относят к низколиквидным или неликвидным активам. Проще говоря, их сложно быстро превратить в деньги. Потребительская же стоимость объекта интеллектуальной собственности постоянно растет, и прежде, чем принять решение о покупке товарного знака, нужно найти необходимые источники финансирования. Франчайзинговый бизнес как палка о двух концах. с одной стороны — он быстроокупаемый; с другой - требует больших первоначальных вложений.

        Теперь пришло время поговорить о системе финансовых взаимоотношений между участниками франчайзингового бизнеса.

        ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ делят на:

·         первоначальный единовременный взнос;

·         периодические (текущие) взносы;

·         дополнительные платежи

  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ   ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ   ВЗНОС представляет собой своеобразную платуфранчайзи  за  предоставленную возможность вступить во франчайзинговый    бизнес. Чем выше доверие к компании    со    стороны клиентов, чем выше потребность в ее услугах и товарах,    тем    быстрее расширяется сеть франчайзи и тем выше рентабельность   и   эффективность деятельности франчайзера.    Стоит   только подумать, какое количество франчайзи у такой компании, как McDonald's. О признании этой торговой марки в мире   говорят   следующие   факты. Франчайзинговая сеть компании насчитывала в 1998 г. 24813 закусочных, а объем ее продаж составил 36 млн. долл. США2. Именно потому, что в этой компании франчайзер работает над бизнесом и получает за  это вознаграждения   в   виде взносов, а не в бизнесе, распространяя свою продукцию, компания и имеет такие потрясающие  результаты. Первоначальный единовременный взнос должен покрывать и определенный перечень услуг франчайзера, связанных с налаживанием бизнеса франчайзи (первоначальное обучение специалистов, поставка оборудования, помощь в его установке, предоставление необходимой документации и консультации по ее применению и др.) .

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ (ТЕКУЩИЕ) ВЗНОСЫ. Их еще называют платой за управленческие услуги. Текущие платежи показывают, насколько эффективно действует  та  или   иная франчайзинговая система, так как выплачиваются они обычно от суммы прибыли или от объема реализации. Поэтому чем выше показатели результатов хозяйственной деятельнос­ти франчайзи, тем больше будет сумма текущего платежа франчайзеру. Общая  сумма  текущих  платежей обычно находится на уровне 6,5% валового дохода франчайзи без учета расходов на рекламу, которые составляют в среднем 1,3% валового дохода3.  К регулированию поступлений на рекламные цели франчайзер подходит с особой серьезностью. Эти отчисления не должны существенно влиять на платежеспособность участников франчайзинговой цепи, однако величина создаваемого рекламного   фонда не должна быть и слишком  маленькой. Здесь необходимо проводить очень гибкую политику. Расход на отчисления в рекламный фонд могут идти отдельной статьей расходов у франчайзи, но могут быть включены в его текущие платежи.

        ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ франчайзи осуществляет в случае, если прибегает к тем услугам франчайзера, которые не предусмотрены франчайзинговым договором.

К дополнительным услугам франчайзера можно отнести:

- консультирование по проблемам, возникающим в результа­те управления бизнесом;

   - обучение персонала франчайзи;

- предоставление в аренду зданий, сооружений и иного имущества франчайзером;

- проведение независимой аудиторской проверки франчайзера в случае непредоставления им необходимой финансовой отчетности и др.

    В настоящее время растет потребность в активизации деятельности так называемых франчайзинговых брокеров.   ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ БРОКЕР — это любое лицо, за исключением франчайзера и франчайзи, которое продает, предлагает для продажи, организует продажу по франчайзингу. Это относительно новый элемент франчайзинговой системы. Потребность в его присутствии связана с тем, что на рынке, как правило, действует огромное количество потенциальных франчайзеров и франчайзи. Но они не могут разглядеть друг друга, встретиться и оценить преимущества совместной деятельности ввиду отсутствия информации о такой возможности, вынужденной сосредоточенности на собственных проблемах и т.д. У малых предприятий нет, например, убежденности в том, что крупные компании могут успешно и на равных сотрудничать с ними, и при этом получать огромные приросты собственных объемов продаж. Франчайзинговый брокер, как профессионал и материально заинтересованное лицо, стремится к тому, чтобы потенциальные партнеры достигли соглашения и успешно сотрудничали.  

    Вся совокупность франчайзинговых взаимоотношений может быть классифицирована в зависимости от направлений деятельности на:

  -  товарные;

- производственные;

- сервисные;

- бизнес-формат.

        ТОВАРНЫЙ     ФРАНЧАЙЗИНГ предполагает распространение товаров, производимых франчайзером и маркированных его товарным знаком, через торговую сеть франчайзи. В данном случае франчайзи наделяется правом работать под вывеской франчайзера. Этот вид франчайзинга не получил широкого распространения, так как в большинстве своем такие отношения выгодны только франчайзеру, а франчайзи является всего-навсего частью его системы сбыта. Франчайзинг товара оправдан только тогда, когда франчайзи специализируется на отдельной группе товаров. В результате он может привести свой имидж в соответствие с имиджем франчайзера и быть узнаваемым. Так действуют, и, надо сказать, достаточно успешно, франчайзи компании "General Motors". Может показаться, что товарный франчайзинг является надуманным явлением и просто дублирует понятие "дилер". Однако попробуйте обратиться к дилеру с просьбой дать адрес подобного ему магазина, но только поближе к вашему дому. Дилер скорее всего скажет, что он является эксклюзивным распространителем данного товара на территории, интересующей покупателя, и приобрести товар ему лучше у него.

        

        ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ — это такая форма сотруд­ничества, при которой франчайзер, обладая секретом производства сырья и запатентованной технологией производства готовой продукции, осуществляет обеспечение франчайзи этим сырьем и передает права на использование технологии производства готовой продукции. Все мы знаем компанию "Coca Cola", которая широко использует эту форму ведения бизнеса и при этом очень гордится концентратами своих напитков, изобретенными еще в 1899 г. Правильная маркетинговая политика компании позволила наиболее эффективно сблизить потребителя и производителя напитков с выгодой для них обоих. Франчайзер держит в секрете технологию приготовления концентратов, поставляя их франчайзи для разлива в фирменные бутылки и распространения под именем компании на своей территории. В результате достигается значительная экономия средств, в частности — на транспортных издержках.

    Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным, но не ограничивается им, а детализируется специальными условиями в договоре, а также специальными пунктами "Руководства по франчайзингу".

    СЕРВИСНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ подразумевает предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. На то он и сервисный, что существует в сфере услуг. Но зеленый свет развитию франчайзинга в сфере услуг дает лишь их отменное качество. Получив отличную услугу, клиент запомнит товарный знак франчайзинговой системы, и снова вернется сюда при возникновении повторной потребности в этой услуге. Опираясь на свой первоначальный опыт, клиент ожидает обслуживания на соответствующем уровне. При этом неважно, пришел клиент за услугой к франчайзеру или франчайзи. Он ждет одного и того же качества. Потребитель идентифицирует их, что и дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы. 

    ФРАНЧАЙЗИНГ БИЗНЕС-ФОРМАТА — такая форма сотрудничества, при которой франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером в результате передачи ему разработанной технологии организации и ведения бизнеса. Франчайзи становится неотъемлемой частью франчайзингового бизнеса. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность расширить деятельность не только за счет вовлечения большого количества предпринимателей сопредельных отраслей, но и порой совершенно различных направлений бизнеса.

        Стремительное и дерзкое освоение бизнес-пространства франчайзингом очевидно. Рамки и объемы деятельности франчайзинговых компаний расширяются. Поэтому понятие "международный франчайзинг" ничем не отличается от определения франчайзинга как такового. Но здесь не стоит забывать, что франчайзер и франчайзи находятся в разных странах.

    Рассмотрим основные преимущества и недостатки франчайзингового бизнеса в табл. 1 более детально. Ни одно явление современной общественно-экономической жизни нельзя характеризовать однозначно как положительное или отрицательное. Франчайзинг — не исключение. Именно существование здесь преимуществ и недостатков дает возможность развивать и совершенствовать его.

    Основываясь на показателях таблицы, можно выделить отдельно преимущества и недостатки и международного франчайзинга.

    Итак, преимущества международного франчайзинга:

·   создаваемые предприятия входят в систему головной компании и находятся под общим и технологическим    контролем его производственной системы;

·   ввоз оборудования и комплектующих может проводиться в режиме временного ввоза, что позволяет франчайзеру избавиться от значительной части таможенных платежей;

·   франчайзи включается в систему    товаропроводящей    сети франчайзера, поэтому создавать  изолированную торговую систему ему не нужно, региональная же торговая система существенно дополняет существующую товаропроводящую сеть франчайзера;

·   франчайзинговый бизнес, как правило, выбирает для развития своей сети те страны, где существует налоговое и иное стимулирование развития малого предпринимательства;

·   высокая защищенность вложений франчайзера в связи с продуманной системой договорных отношений между сторонами;

·   создание дополнительных рабочих мест, соответственно, повышение спроса регионального потребителя;

·         получение поддержки территориальных органов власти в виде льгот по местным налогам, а также фондов поддержки развития малого бизнеса в виде ссуд.

        Главным недостатком международного франчайзинга можно считать относительно более сложную правовую проработку всей стратегии долгосрочного сотрудничества. Как правило, при данной форме сотрудничества помимо договора франчайзинга заключается еще ряд договоров, контролирующих выполнение обязательств сторон при аренде оборудования, обучении персонала, внутрифирменной поставке товара и др.

        Для развивающегося российского рынка преимущества франчайзинга налицо. Экономика остро нуждается в оживлении коммерческой деятельности и в повышении выживаемости новых предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. Именно этому содействует франчайзинг. Именно это реально осуществляется при продвижении иностранных торговых марок на российском рынке. Международные франчайзинговые компании одними из первых стали выходить на российский рынок в самую экономически нестабильную пору. Все мы помним удачный опыт McDonald's и Baskin Robbins в России. Но об этом стоит поговорить отдельно. Сейчас же хочется отметить, что одной из причин успеха и "стойкости" франчайзингового бизнеса является нестандартная форма организации структуры управления. Здесь начинающему предпринимателю гарантирована поддержка крупной известной компании, что уже говорит о наличии существенных рыночных преимуществ.  

[Производственный франчайзинг кранов шаровых

Производство кранов шаровых ] Гаражное оборудование ] Балансировочное оборудование ] Нестандартное оборудование ] Теплосчётчики ] Мониторинг рекламы ] Неликвиды ] Цифровые фото-видео услуги ] Контакты ] 

Используются технологии uCoz